Головна|Новини

"Пришли с пистолетом": статья в газете "2000"

08.12.14

Потребителям бодяга не нужна

С начала года бензин на украинских АЗС подорожал практически наполовину. Но потребители так и не дождались улучшения его качества. Напротив, участились жалобы на топливо.

Сегодня владельцы даже не самых новых авто вынуждены выбирать между переходом на более дорогое премиальное горючее и непредвиденными расходами на техобслуживание. На СТО увеличился спрос на услуги по чистке инжекторов и другие работы, связанные с применением низкокачественного топлива.

Вероятно, плохое качество бензина на заправках прочувствовали и высокопоставленные чиновники. В октябре МВД начало масштабную проверку на АЗС крупной сети «БРСМ-Нафта» в Киевской и Харьковской обл.

Согласно данным консалтинговой группы «А-95», поводом для проверок мог стать ввоз в этом году БРСМ крупных партий газового конденсата и газолина (используются на нефтеперерабатывающих заводах), а также октаноповышающей добавки «Октан-Эко».

Есть сведения, что «БРСМ-Нафта» и ее трейдеры с мая т. г. не закупали на рынке бензин марки А-95, но предлагали к реализации сразу два типа «пятого» бензина. Такой мог быть изготовлен с использованием ввезенных сырьевых компонентов.

По данным Госстата, в январе—августе в сети «БРСМ-Нафта» было продано 47,6 тыс. т бензина А-95. Чистая прибыль от таких схем измеряется сотнями миллионов гривен.

Эстафету МВД подхватила Государственная фискальная служба. В ноябре ГФС проверяла АЗС под брендами «Авиас» и ANP в Сумской обл. Выявлена неуплата НДС в размере около 14 млн. грн., изъято около 300 тыс. литров нефтепродуктов почти на 5 млн. грн. Результатом проверок стали приостановка деятельности АЗС и аресты их сотрудников.

Сети «Авиас» и ANP относят к сфере влияния группы «Приват» губернатора Днепропетровской обл. Игоря Коломойского, которая является крупным акционером полугосударственной компании «Укрнафта». За счет этого группа имеет доступ к отечественной нефти и возможность держать цены на 1—1,5 грн./л дешевле, чем у поставщиков импортного бензина.

К сфере влияния «Привата» относят также заправки под ТМ «Укрнафта», Sentosa, «Юкон», «Рубикс» и др. Общая численность «подопечных» АЗС г-на Коломойского по всей Украине оценивается в 1,5—1,6 тыс. Они контролируют треть розничного рынка нефтепродуктов Украины.

Установить, какие из этих АЗС принадлежат непосредственно группе, а какие только пользуются франшизой «Привата», достаточно трудно. Но пристальное внимание ГФС к этим заправкам можно расценить как переход к активной фазе политической борьбы между Петром Порошенко и Игорем Коломойским.

А вот «облава» на «БРСМ-Нафта» — не что иное, как попытка выжить из бизнеса бывшего министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого, которого считают владельцем этой сети АЗС.

По некоторым данным, г-н Ставицкий сейчас находится в Израиле, успел сменить фамилию и получить израильский паспорт на имя Эдуард Розенфельд.

А недавно сменила владельца и скандально известная «БРСМ-Нафта». Сеть из четырех нефтебаз и 135 АЗС была перепродана голландскому инвестфонду FreezeOil Fund, который принадлежит Рулу Пиперу — бизнесмену из Нидерландов.

В сообщении этого инвестфонда сказано, что г-н Пипер видит в Украине большие возможности в сфере развития телекоммуникаций и энергетики. Но не исключено, что речь идет всего лишь о попытке экс-министра защитить бизнес.

В любом случае в ближайшее время давление проверяющих на автозаправочные сети только усилится. Хотя власти все еще не определились с единым органом, который будет контролировать качество топлива на АЗС. Согласно законодательству, этим должна заниматься Госэкоинспекция. Но такого органа еще не существует.

Помощь в поисках некондиционного топлива готовы оказать общественные организации, которые занимаются защитой прав потребителей.

Специально для них в прошлом месяце Кабмин внес изменения в правила розничной торговли нефтепродуктами, дополнив документ обязательствами для владельцев АЗС — своевременно предоставлять потребителям доступную и достоверную информацию о качестве реализуемого товара.

К ней чиновники отнесли паспорт качества и копию декларации соответствия нефтепродуктов, которые должны предоставляться по требованию покупателя.

Кроме того, владельцев АЗС обязали иметь эталонные мерники для проверки точности разлива горючего. Правилами предусмотрено, что будут подвергнуты государственной аттестации и резервуары, в которых хранится топливо. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук считает, что эти изменения не коснутся рядового потребителя.

Однако заместитель председателя правления Союза потребителей Украины Олег Цильвик уверен, что это не совсем так.

В середине ноября эта общественная организация совместно с основным профильным институтом «МАСМА» провели независимый мониторинг качества топлива и наличия сопроводительных документов на АЗС Киевской обл.

Было взято 78 проб 26 видов топлива на 9 АЗС сетей Shell, «Лукойл», «БРСМ-Нафта», KLO, ОККО, WOG, Socar, ANP и «Талисман», которые проверялись в лабораториях ООО «Инспекторат Украина» и испытательного центра ПАО «Укртатнафта».

Наиболее распространенным нарушением на столичных заправках оказалась неверная маркировка на товарном чеке. Правильно маркировали топливо только на АЗС ОККО.

«Следствием этого для потребителя является невозможность правильно определить вид купленного топлива. К примеру, вы приобрели А-95 Euro-4 c определенным содержанием биоэтанола или дизтопливо арктического класса. Но в чеке эти подробности не указаны, а есть запись А-95 или А-95 Premium.

В результате потребитель лишается права потребовать возврат денег, если бензин окажется некачественным, а владельцы АЗС получают возможность манипулировать налоговой отчетностью. Ведь разница между обычным и премиальным А-95 может составить — 2 грн./л», — рассказал «2000» г-н Цильвик.

На АЗС «Талисман» и KLO выявлены отклонения по химическим показателям. В частности, пробы бензина А-95 и А-95 «Премиум» у «Талисмана» не соответствовали по показателям объемной части бензола (3,6% и 3,4% соответственно), массовой части кислорода (16,8% и 21,81%) и объемной части метанола (35% и 46%). Октановое число по исследовательскому методу в обеих пробах составило — 100. А сопоставление анализов разных марок А-95 показало, что это практически одинаковое топливо.

Нарушения по бензолу обнаружены и в бензине А-95 на KLO: 3,5% (при нормативе 1%). В пробе бензина Союз потребителей выявил отклонения по массовой части кислорода (17,35%), а также по объемной части метанола (3,5%) и биоэтанола (37,6%).

«Использование метанола в качестве присадки к топливу вообще запрещено, потому что это ядовитое вещество, разрушающее пластиковые и алюминиевые детали автомобиля, бензол способствует развитию онкозаболеваний и также регламентируется, а высокая массовая часть кислорода свидетельствует о том, что при изготовлении топлива использовались добавки, повышающие октановое число», — прокомментировал результаты исследований зампредправления Союза потребителей.

Засилье некачественного бензина на украинских АЗС наблюдается давно. По данным консалтинговой группы «А-95», доля контрафактного горючего на рынке составляет не менее 20%, а ежегодные потери бюджета от незаконной реализации фальсификата — около 9 млрд. грн. в виде неуплаченного акцизного сбора и НДС.

Но связано это, конечно же, не только с несовершенством правил реализации горючего или отсутствием эффективного контроля за рынком со стороны государства.

К удовольствию участников рынка, государство никак не решится повысить стандарт используемого в стране бензина хотя бы до Euro-4, запретив реализацию менее качественного топлива, поскольку основные нефтеперерабатывающие заводы к этому технически не готовы.

В настоящее время из шести НПЗ только Кременчугский, Одесский и Лисичанский способны производить топливо стандарта Euro-4. Из них Одесский НПЗ при прошлой власти оказался в руках «семейного» бизнесмена Сергея Курченко, а затем отошел за долги российскому «Внешторгбанку».

Лисичанский НПЗ принадлежит российской «Роснефти».

Таким образом, только бензин Кременчугского НПЗ, который находится под контролем «Привата», может считаться отечественным.

Однако поскольку у властей отсутствует желание повышать стандарты качества топлива, владельцы НПЗ не спешат вкладывать средства в модернизацию мощностей, а владельцы небольших нефтехранилищ, организовав у себя переработку низкокачественных компонентов и поставку получившегося «коктейля» на АЗС, зарабатывают весьма приличные деньги.

На днях стало известно, что, как и в Кабмине Азарова, в правительстве Арсения Яценюка склоняются к продлению действия стандарта Euro-3 до 2018 г. И украинским автолюбителям придется как минимум еще три года выбирать продавца нефтепродуктов, как парикмахера. «Если после стрижки на вас косо смотрят соседи, к этому парикмахеру лучше не ходить», — советует Леонид Косянчук.

Автор: Ярослав Дмитренко

Источник: Газета "2000"

 

Для споживачів
Від якості влади - до якості життя!
Знак якості Знак якості
Знак антиякості Знак антиякості
Опитування
Чи захищає влада ваші споживчі права?