Головна|Новини

Дмитрий Степанюк: Действительно ли сломана коррупционная схема сертификации автомобилей?

30.12.12

 

В интернете была опубликована статья "Петр Порошенко сломал коррупционную схему сертификации автомобилей". Автор: Виктор СЕМЕНОВ.


http://www.mdoffice.com.ua/pls/MDOffice/aSNewsDic.getNews?dat=27112012&num_c=302382


Ниже приводим полностью текст статьи и комментарий Д.П.Степанюка:



Как известно, сертификация продукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.


Сертификация дорожных транспортных средств, а именно автомобилей, привезенных из-за границы – одна из отраслей, где украинские чиновники пытаются заработать.


Опустим таможенную волокиту и перейдем к сути. Такой автомобиль должен явиться в государственный орган по сертификации и в специальной аккредитованной лаборатории пройти испытания согласно требованиям стандартов. Такие испытания проводятся в более расширенном объеме, чем при техническом осмотре. Это должно пресечь попадание на территорию Украины опасных для жизни водителя и пешеходов автомобилей. Получая на руки сертификат соответствия на транспортное средство, заказчик должен быть уверен, что он уедет на технически исправном авто.


Но, с некоторых пор, такая благородная миссия, как подтверждение соответствия продукции, превратилась в заработок «сильных мира сего», изменившись до неузнаваемости. 

Так, вокруг Министерства экономического развития и торговли в Украине, а именно вокруг сертификации автомобилей начали развиваться широкие коррупционные схемы – с якобы «помощью» группы должностных лиц, занимающих высокие позиции в системе сертификации. Речь идет о Генеральном директоре Украинского научно-исследовательского и учебного центра проблем стандартизации, сертификации и качества (УкрНИУЦ) Олеге Кононеко и сотруднике УкрНИУЦ г-не Милашенко.


Реестр УкрСЕПРО, которым руководит г-н Кононенко, обязан регистрировать сертификаты соответствия согласно национальному стандарту ДСТУ 3415-96 «Система сертификации УкрСЕПРО. Реестр системы» в установленный 10-дневный срок для регистрации сертификатов соответствия на транспортные средства и для дополнительной экспертизы на предмет правильности оформления этих сертификатов. Здесь стоит упомянуть, что в течение предыдущих 15 лет функционирования системы сертификации в Украине предельный срок регистрации сертификатов составлял сутки (и не больше) с момента поступления информации от органов по сертификации в Реестр.


Однако реестр УкрСЕПРО работал вовсе не в соответствии с действующим законодательством, а согласно единоличным распоряжениям г-на Кононенко и г-на Милашенко, из-за которых происходило искусственное затягивание сроков регистрации указанных сертификатов в Реестре УкрСЕПРО.


Устанавливались разные сроки такой регистрации – в зависимости от того, связаны ли органы сертификации с вышеуказанными личностями. Например, для тех, кто работал по их схемам, а именно для ГП «УкрНДНЦ», ООО «УКР-ТЕСТ-СТАНДАРТ», ГП «Ривнестандартметрология» и ГП «Хмельницкстандартметрология» этот срок составлял несколько часов, для других же органов сертификации он мог затянуться на 25 и более дней. Все это, естественно, приводило к несвоевременному таможенному оформлению транспортных средств и передачи их потребителям. Как следствие, автопроизводители и автоимпортеры должны были нести значительные материальные потери, которые впоследствии переносились на потребителей.


Неизвестно, сколько бы продолжалось действие такой схемы, если бы не приказ Минэкономики. Так, с 17 октября этого года срок регистрации сертификатов соответствия на дорожные транспортные средства в Реестре государственной системы сертификации УкрСЕПРО сокращен с 14 до 3 суток. Отныне обеспечение внесения сведений в Реестр должно происходить в течение трех суток с момента поступления документов.


Однако принятию этого важного для бизнеса в разрешительной системе решения предшествовала почти полугодовая борьба. И лишь после того, как этим вопросом заинтересовался Министр экономического развития и торговли Петр Порошенко, который провел совещание с участием работодателей, было положено начало его урегулированию. И еще через месяц, Минэкономразвития издало приказ, который сократил срок регистрации сертификатов УкрСЕПРО более чем в четыре раза.


Таким образом, есть надежда, что ситуация со искусственным затягиванием сроков в будущем не повторится, и Минэкономики будет продолжать ликвидировать подобные коррупционные проявления, твердо отстаивая свою позицию, так как в конечном результате за все махинации чиновников приходится расплачиваться из собственного кармана гражданам Украины.


Комментарий к статье Виктора Семенова 

«Петр Порошенко сломал коррупционную схему сертификации автомобилей»


  Автор комментария:  

 Дмитрий Степанюк, вице-президент Международной Академии Стандартизации, заместитель председателя правления Союза потребителей Украины, первый заместитель председателя Госпотребстандарта Украины (2003-2005) член коллегии Госпотребстандарта Украины (2003-2005, 2008-2010), народный депутат Украины второго созыва, Заслужений работник промышленности Украины, доктор философии в области права, госслужащий первого ранга, директор Криворожского отделения государственного проектно-конструкторского института «Металлургавтоматика» (1981-1991 гг). 


 

 

А действительно ли Петр Порошенко сломал коррупционную схему сертификации автомобилей? 


"Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в его историю.

 

ГП «УкрНДНЦ»  было создано Постановлением Правительства в 2003 году на базе трех институтов: стандартизации и сертификации, повышения квалификации кадров и качества. На тот момент все эти учреждения были разрушены либо находились в удручающем состоянии. 

 

За год силами системы Госпотребстандарта Украины предприятие было буквально поднято с руин: созданы нормальные условия для сотрудников, оборудованы современные компьютеризированные рабочие места, восстановлена гостиница и общепит. Госпотребстандарт предоставил ГП «УкрНДНЦ» право на ведение госреестра сертификации УкрСЕПРО и одновременно на работу в ГП были привлечены научные кадры. Заработал ученый совет, координирующий работу технических комитетов, стартовал Всеукраинский конкурс качества продукции (товаров, работ, услуг) «100 лучших товаров Украины». Успешно велись разработка технических регламентов и гармонизация стандартов, был восстановлен выпуск научных журналов, налажены эффективные партнерские отношения с Национальной академией наук Украины. Научные кадры стали получать достойную заработную плату, соблюдалась справедливость в оценке их труда.

 

Об успехах Госпотребстандарта и ГП «УкрНДНЦ» в 2003-2005 годах заговорили в правительстве и в международных научно-технических организациях. Украина в 2004 году на Генеральной Ассамблее ISO (Международной организации стандартизации, Женева, Швейцария) была избрана членом Совета. Это первая постсоветская республика, ставшая членом Совета ISO и руководство страны уполномочило председателя Госпотребстандарта Украины Леонида Школьника представлять интересы Украины в этом Совете. Была развернута широкая работа по признанию измерений украинских лабораторий Госпотребстандарта и их акредитация в ЕС. 

 

Однако, с 2005 года, с приходом «помаранчевой» власти, все эти достижения были утрачены. К руководству Госпротребстандартом и его региональными структурами пришли малообразованные люди, с низкими профессинальными и моральными качествами, а иногда – и с криминальным прошлым. 

Никто из них не имел соответствующего образования и опыта руководства в сферах метрологии, сертификации, стандартизации. Был полностью утрачен научный потенциал, началась кадровая чехарда как в центральном аппарате ведомства, так и на местах, при этом после своего назначения каждый новый руководитель начинал заниматься квартирными вопросами и поиском путей быстрого личного обогащения. Отечественные производители и предприниматели стали подвергаться таким поборам, при которых продразверстка и продналог просто «отдыхали», быстрыми темпами стали выпускаться технические условия (ТУ), которыми подменялись стандарты, была криминализирована деятельность реестра УкрСЕПРО и отвлекались средства от трудовых коллективов подведомственных предприятий в так называемую «Спілку технічного регулювання», которая обеспечивала оплату расходов руководства Госпотребстандарта. 

 

За реестр УкрСЕПРО между криминальными кланами развернулась жестокая борьба, о которой писали СМИ, говорили об этом и в правительстве, в правоохранительных и контролирующих органах. 

В результате Госпотребстандарт и его предприятия, а также технические комитеты перестали заниматься разработкой и гармонизацией стандартов. В отчетных данных за 2008 год значится, что в реестре числится 6200 гармонизированных стандартов. На самом деле, в архивах есть и опубликовано лишь половина из них, а деньги из госбюджета израсходованы полностью за все. Приписка - налицо. Предприятия начали сами себе «рисовать» ТУ, которых числится в стране более 50 тысяч, из которых более 10 тысяч ТУ для продуктов питания. Так, на один стандарт на производство продуктов питания приходится 10 ТУ. Они стали буквально выпускаться пачками, и такая продукция выпускаемая по ним стала представлять угрозу для здоровья и безопасности жизни людей. 

В сложившейся ситуации в 2010 году были приняты, на первый взгляд, правильные решения по реформированию отрасли и наведению порядка в сферах технического регулирования и защиты прав потребителей. Однако, был ликвидирован Госпотребстандарт, а его функции технического регулирования и защиты прав потребителей были переданы министерству с торговыми функциями – Минэкономразвития и торговли, что является нонсенсом и противоречит мировой и европейской практикам. В результате оказались утраченными не только управляемость реестром УкрСЕПРО, а и сферой технического регулирования, качеством, полностью разрушен госнадзор.

 

В тоже время, не выполнены Указы Президента страны В.Ф.Януковича о создании центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих руководство техническим регулированием – Национальные органы в области стандартизации и метрологии.

В результате кадровой вакханалии, отсутствия надлежащей организационно-технической работы торгового министерства, в 2011 и в 2012 годах разработка технических регламентов и гармонизация стандартов не велись. Деньги, предусмотренные в госбюджете и выделенные ЕС для этих целей, распорядителем которых и стало Минэкономторговли, так и не были использованы. Ведомство не освоило для принятия стандартов 11 млн. грн бюджетных денег, не договорились чиновники и об очередном транше от ЕС в размере 10 млн. евро. 

 

ГП «УкрНИОЦ», в числе других предприятий системы и технических комитетов остались без заказов и без работы, на грани банкротства. Видя этот провал, ответственные чиновники Минэкономторговли, спасая себя, начали предлагать техническим комитетам мошеннические, вредные для Украины и ее научно-технических учреждений и производителей схемы гармонизации стандартов методом «обложки», даже без официального перевода стандартов ЕС, против чего активно выступала общественность. Автору статьи, рассказывая о Кононенко и Мелашенко, очевидно, известны и их «кукловоды», которые в министерстве стоят во главе этой вакханалии с госреестром. Поскольку приказ, который пытается автор преподнести читателю как достижение министерства, сегодня не работает и криминальные схемы в сертификации автомобилей не ликвидированы, сроки приказа не соблюдаются и не контролируются, то я делаю вывод, который отличается от вывода журналиста Виктора Семенова, что этот приказ выпущен людьми, которые хотят «оседлать» потоки, далеко не малых доходов от фальшивой сертификации. Так и вспоминается расхожая фраза: «Хочешь победить мафию? Надо ее возглавить!». Потребитель платит криминальным посредникам реестра УкрСЕПРО  тысячи гривен за сертификацию каждого авто. А посредник привозит бумаги на сто и больше авто в день в один на всю Украину уполномоченный центр. В кассу органа сертификации поступает из них пару сот гривен за единицу. Вопрос - а куда деваются остальные миллионы гривен? Ответ, думаю, ясен – чиновникам, ведающим реестром, и организованным преступным группировкам. 

 

Для преодоления этого явления, на мой взгляд, необходимо вообще отменить сертификацию новых импортных авто, а функцию оценки их соответствия передать таможне, с оплатой оказанной услуги в бюджет на месте в течение нескольких часов с занесением в государственный реестр. Это к вопросу, как же пополнить бюджет страны средствами, которые расхищают чиновники и криминальные предприниматели.

 

В обществе витает вопрос: а возможна ли вообще жизнь без стандартов? Наш ответ - нет! Метрология, стандартизация и оценка соответствия - это достижения мировой цивилизации. И призывы отойти от них – это призывы «невигласов» в политике и власти, пытающихся повернуть научно-технический процесс вспять и вернуть человека к пещерному образу жизни, что объективно говорит об отсутствии у них познаний диалектики развития. Метрология и стандартизация - это науки. Научную мысль можно не использовать, но не остановить, так как это достояние всего человечества.


Для восстановления управляемости сферой технического регулирования Международная Академия Стандартизации, Союз потребителей Украины и другие институты гражданского общества считают целесообразным:


1. В кратчайшие сроки создать создать при Президенте Украины Общественный совет с участием ведущих ученых и лидеров институтов гражданского общества.

2. Реанимировать работу Координационного совета по вопросам безопасности и качества жизни человека в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2011 г. № 1393.

3. Провести в 2013 году под патронатом Президента Украины В.Ф.Януковича и Правительства Украины Общенациональный форум «Антиконтрафакт 2013» . 


В метрологии:

- Создание Государственной метрологической инспекции Украины;

- Создание  Национального органа по метрологии на базе Национального Научного Центра «Институт метрологии» (г. Харьков).


В стандартизации:

- Создание Национального органа стандартизации в соответствии с европейской практикой в виде научно-технической ассоциации всех заинтересованных сторон. (ТК, научные заведения, НИИ, производители и их объединения, общественные организации, ВУЗы и т.д.).

- Объединение региональных центров стандартизации в государственную корпорацию или акционерное общество с исключением их из перечня объектов, не подлежащих приватизации.


В качестве:

- При принятии проекта Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Государственной программы управления качеством» предусмотреть принятие Закона Украины «О принципах поддержки и развития движения за деловое совершенство и качество», который разработан учеными и специалистами государственных учреждений и общественных организаций.


При подготовке кадров:

- Определить по каждому из глобальных направлений реализации «Плана действий» Президента Украины ведущие учебные заведения, которые способны осуществлять надлежащую подготовку высококвалифицированных кадров. Ликвидировать порочную практику предоставления государственных лицензий на осуществление образовательной деятельности по повышению квалификации не учебным заведениям;

- Провести мониторинг европейских и международных организаций, которые занимаются вопросами метрологии, стандартизации, сертификации, аккредитации в сфере технического регулирования, а также вопросами качества и защиты прав потребителей. Принять решение относительно перечня учреждений и организаций страны, которые будут представлять интересы государства в этих организациях;

- Провести аудит проектов технической помощи Евросоюза и других международных программ в сферах технического регулирования и защиты прав потребителей на предмет их эффективности для национальной экономики, промышленности и потребительского рынка.

В организационно-управленческой деятельности 

- Решить вопрос о передаче функции защиты прав потребителей в Министерство здравоохранения Украины.



Комплексное решение этих вопросов позволит поднять конкурентоспособность отечественной продукции, защитить внутренний рынок от импортного «непотреба», сохранить и увеличить рабочие места, поднять экономику и, как следствие – развить демократические институты, что позволит в свою очередь снять социальное напряжение в обществе, улучшить качество и повысить безопасность жизни наших соотечественников".


30 декабря 2012

 

Для споживачів
Від якості влади - до якості життя!
Знак якості Знак якості
Знак антиякості Знак антиякості
Опитування
Чи захищає влада ваші споживчі права?