Головна|Новини

Cколько денег украинцы оставляют в фейковых интернет-магазинах

07.04.17

Только с конца марта по настоящее время - в Киеве обнаружено и закрыто 11 фейковых онлайн-магазинов (konfitel.com, layaway.com.ua, domotech.kiev.ua и др.) по «продаже» бытовой техники, мобильных телефонов и аксессуаров. Мошенники брали у клиентов предоплату, но товар не доставляли. Для осуществления своей преступной схемы злоумышленники создали ряд фиктивных предприятий, в частности ООО «Технопарк-центр», ООО «ЛТД-ПРОДУКТ», ООО «Хмеленко Е.А.».

Более того, они запустили и «колл-центры», чтобы их магазины казались более достоверными. Их представители звонили покупателям и принимали заказы, после чего высылали реквизиты для перевода средств. Позже деньги в банкоматах уже получали другие лица, а заказчиков вносили в «черные списки».

Мошенническая схема действовала с  2013 года. По предварительным подсчетам, украинцы «купили» в этих магазинах товара на 1 млн грн. В принципе схема не нова: утром - деньги, вечером - «абонент недоступен». Фейковых интернет-магазинов множество. Они появляются и исчезают, выполнив свой план выручки. За три месяца 2017 года на сайте Киберполиции появились с десяток сообщений о разоблачении очередного мошенничества. В зависимости от сложности используемой схемы, преступникам удалось «заработать» от 30 до 700 тысяч грн.

Часто нечистые на руку дельцы пытаются находить новые уязвимые места и совершенствуют преступные схемы. Аферисты покупают старые доменные имена интернет-ресурсов, которые ранее добросовестно оказывали услуги покупателям, но уже по тем или иным причинам не работают. Свой сайт они делают похожим на старый. В результате, клиенты находят положительные отзывы о данном ресурсе и осуществляют покупку. В этом случае злоумышленникам на руку играет маркетинговая политика интернет-торговли, где один из главных критериев для выбора магазина – хорошие комментарии. Поэтому необходимо обращать внимание на дату последнего отзыва.

В последнее время преступники создают фейковые онлайн-магазины и на базе ресурсов интернет-каталогов (несмотря на заявления операторов данных сервисов о проверке продавцов). Так, в Южноукраинске Николаевской области группа молодых людей создала не менее 10 онлайн-магазинов на интернет-платформах, таких как «zakupka.com», «etov.ua». На них они размещали объявления о продаже мобильных телефонов, материнских плат и другой техники, которых на самом деле не имели в наличии и не собирались продавать. Условием поставки товара была 100% предоплата. Злоумышленники задействовали посредников, которые использовали банковские карточки разных банков, открытые на разных лиц, получали на них деньги от потерпевших и в дальнейшем пересылали их мошенникам.

По словам опрошенных экспертов, если бы прайс-агрегаторы и маркетплейсы тщательно проверяли продавцов, которые размещаются у них на площадках, подобных случаев могло и не быть. Однако так как они прямо заинтересованы в постоянном росте количества продавцов, то часто проверка - лишь фикция.

Новым трендом мошенников в последние годы стало заметание следов. Они не просто создают «интернет-магазины»: чтобы их было сложнее отследить, «бизнес» шифруется - скрываются и меняются IP-адреса, открываются фиктивные предприятия для перечисления средств.

Согласно данным межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве «Exchange-Online», общая сумма потерь граждан, пострадавших от мошенничества с платежными инструментами в Интернете, за 2016 год составила 63,68 млн грн, что вдвое превышает показатели 2015 года.

Директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов отмечает, что стремительно растет количество преступных операций в Интернете, связанных с выманиванием реквизитов платежных карт, которое распространяется не только на подделку сайтов-сервисов для совершения финансовых операций, но и на сферу покупок-продаж.

 - Во всех вариантах клиенту необходимо заполнить форму для перевода/оплаты, в которой нужно указать данные карты. Эти данные перехватывают преступники и используют в своих целях.

Украинцы продолжают терять средства с карт, доверившись фиктивным продавцам и Интернет-магазинам, которые предлагают несуществующие товары с существенным дисконтом при частичной или полной предоплате через системы электронных расчетов.

Кроме того, «на удочку» к мошеннику можно попасться не только покупая что-то в Интернете, но и продавая. В данном случае в ход идет такой вид мошенничества как вишинг (выманивание карточных данных в телефонном разговоре). Например, вы разместили частное объявление в Интернете о продаже чего-либо, указав свои контакты. Мошенник может звонить под видом «покупателя», выражать свою заинтересованность товаром, готовность оплатить его, перечислив деньги на карту. Во время телефонного разговора преступник будет пытаться психологически воздействовать на вас таким образом, чтобы выманить как можно больше данных карты, которые якобы необходимы для того, чтобы перечислить вам деньги за товар с его карты. Часто «покупатель» заговаривает зубы таким образом, что человек сам того не осознавая может разгласить конфиденциальные данные карты. В случае, если начинают спрашивать реквизиты карты (не только номер, но также срок ее действия, трехзначный код) – необходимо немедленно прекратить разговор, с вами разговаривает мошенник. Для получения какого-либо денежного перевода на карту – достаточно сообщить покупателю лишь номер платежной карты.

Если в результате телефонной аферы карточные реквизиты все же были разглашены, первоочередным действием пользователя должно быть немедленное блокирование платежной карты. Такие же действия должны быть предприняты пользователем и в случае малейшего подозрения, что карточные реквизиты могли быть введены на ненадежном ресурсе (например, в случае с оплатой на странице фейкового Интернет-магазина).

В погоне за легкой наживой не обязательно имитировать деятельность интернет-магазина. Потенциальных клиентов можно найти и с помощью примитивных способов рекламы - спам по электронной почте или соцсетях, а также на сайтах бесплатных объявлений. По данным ЕМА, один из сайтов, на котором размещены частные объявления, получил в 2016 году около 48 тысяч обращений от пользователей, которые столкнулись с мошенничеством лично. В таких случаях аферисты даже не выдумывают велосипед. Они значительно занижают цену на товар, ведь зачастую все хотят иметь «канарейка за копейку, чтобы пела и не ела», и просят оплатить покупку полностью или же частично.  Сумма предоплаты на карту, которую требует продавец, может быть абсолютно разной. Чаще всего фиктивные продавцы «работают на количество», озвучивая в качестве суммы предоплаты «подъемные» и «не режущие слух» суммы (в размере 100-200 гривен), которые покупатель с большей вероятностью сразу же решится перечислить.

К примеру, несколько жителей Александрии Кировоградской области размещали на сайтах ресурсов olx.ua и auto.ria.com информацию о продаже мотоблоков, запчастей и комплектующих к автомобилям, по цене, существенно ниже рыночной. Злоумышленники вели активную переписку с людьми, которые обращались с целью приобрести товары, но после частичной или полной оплаты прекращали общение с покупателями, не выполнив свою часть обязательств. На «фейковые» объявления откликнулись 27 человек, которые перечислили аферистам 40 тыс грн.

Примечательно, что ресурсы предупреждают о ненадежности такого способа приобретения товара, однако пользователи продолжают попадаться на уловки.

Автор: Дарья Шварцман

Источник: Internet.ua

Для споживачів
Від якості влади - до якості життя!
Знак якості Знак якості
Знак антиякості Знак антиякості
Опитування
Чи захищає влада ваші споживчі права?