Головна|Новини

Почему потребитель должен расплачиваться за бездействие власти, или кто заплатит за топливный суррогат?

14.11.14

Цены – европейские, качество – украинское, а значит – пока еще низкое. Рынок нефтепродуктов Украины устойчиво демонстрирует три тренда: ухудшение качества топлива, увеличение его цены и болезненное нежелание операторов рынка нефтепродуктов менять отношение к потребителю.

Украинский потребитель – он особенный, терпеливый. На фоне глубокого экономического кризиса в стране, трагических событий, которые развиваются на востоке Украины, на фоне оккупации Крыма, мы неохотно, но готовы мириться со стремительным ростом цен на топливо, которые фактически уже достигли уровня европейских. Единственным утешением для нас в данной ситуации может быть только повышение качества нефтепродуктов, которое должно соответствовать европейским требованиям.

Проблемы в данном сегменте рынка возникли не сегодня, но получили особый резонанс в последнее время, когда цена горючего преодолела психологически допустимый в наших мыслях барьер.

 

Откуда растут ноги?

Начиная с 2007 года, неоднократные попытки государства ввести новые требования к качеству нефтепродуктов, соответствующих принятым в Европе стандартам Евро 4 и Евро 5 и повысить конкурентоспособность отечественных производителей нефтепродуктов, вызывали яростное сопротивление со стороны последних. Деятельность нефтеперерабатывающих заводов по устаревшим технологическим процессам, но с использованием дешевого сырья была сверхприбыльной, и они не спешили переходить на улучшенные стандарты качества, как это предлагалось государственной программой.

Это привело к значительному перераспределению рынка в пользу импортеров. Так, если в 2005 году украинские НПЗ контролировали 95% внутреннего рынка, то сегодня почти 80% потребностей рынка обеспечивается за счет импорта. Вполне очевидным является факт, что украинские НПЗ стали жертвой своей же инвестиционной политики, которая обусловила многолетнее отставание от зарубежных конкурентов не только из стран Европы, но даже соседней Беларуси.

Не понимая последствий своей недальновидной политики, бизнес прилагал значительные усилия для лоббирования сохранения своей монополии в связи с чем разработаны на основе европейских стандартов ДСТУ 4839: 2007 (Бензины автомобильные повышенного качества) и ДСТУ 4840: 2007 (Топливо дизельное повышенного качества) были с большим трудом приняты в 2007 году, а их внедрение неоднократно переносились и фактически они заменили устаревшие стандарты только в 2013 году. За это время не только потребителям, их имуществу и окружающей среде был нанесен значительный ущерб, но и была потеряна целая стратегическая отрасль национальной экономики.

 

Сертификация – слово нарицательное

За последние годы термин «сертификация» приобрел в глазах бизнес-сообщества устойчиво негативный окрас. Вся система технического регулирования, в том числе и процедура допуска продукции на рынок (сертификация, оценка соответствия), за которую несет ответственность государство - была нивелирована в угоду недобросовестного бизнеса. Исключительно благодаря их усилиям, она приобрела признаки формальной и превратилась в одну из крупнейших коррупционных схем, и вследствие чего перестала выполнять свои функции по обеспечению доверия потребителя к качеству и безопасности продукции. Помимо всего перечисленного, уже сегодня покалеченная и неэффективная система технического регулирования создает существенные препятствия на пути Украины в Европу.

Система защиты прав потребителей и рыночного надзора в Украине надлежащим образом не заработала, в том числе из-за отсутствия бюджетного финансирования на отбор образцов и лабораторные испытания.

Прогрессирующий кризис доверия потребителя к бизнесу, отсутствие понятной и приемлемой политики государства в сфере защиты прав потребителей, практически полное уничтожение системы технического регулирования привело к тому, что экономика активно уходит в тень и фактически отдана на откуп недобросовестному бизнесу в угоду импортерам. Внутреннее производство сократилось до минимума из-за низкой прибыльности реального сектора, увеличивается безработица, нарастает социальное недовольство.

Высокие цены, отсутствие эффективного контроля со стороны государства и неразвитость гражданского общества провоцируют участников рынка к производству, импорту и реализации низкокачественной продукции. Недобросовестная конкуренция способствует получению дополнительных средств, которые направляются на лоббирование интересов предпринимателей, выпускающих и продающих такую продукцию.

В итоге, рынок Украины стал заполняться контрафактом, фальсификатом и низкокачественной продукцией. Уже мало кого из наших граждан удивляет информация в СМИ о массовых отравлениях людей едой из супермаркетов, о выходе из строя двигателей автомобилей из-за некачественного топлива, о дорогах, асфальт с которых сходит вместе со снегом и прочих вещах, которые вызвали бы шок в цивилизованном европейском обществе.

По оценкам экспертов, доля нефтепродуктов сомнительного качества на рынке Украины, составляет от 20 до 40%. В свое время, Госпотребинспекция Украины заявляла, что в Украине в 2013 году более чем на половине из всех проверенных АЗС были выявлены нарушения: из проверенных 806 АЗС, что составляет более 10% существующих в стране, нарушения были выявлены на 475, то есть практически на 60%. И это не удивительно в виду того, что по информации, обнародованной на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, по состоянию на октябрь 2013 в Украине действовало от 30 до 40 предприятий по кустарной переработке и изготовлению нефтепродуктов, объем переработки, которыми нефтяного сырья (преимущественно конденсата) составлял около 30 тыс. тонн в месяц.

Отдельной проблемой является контрабанда топлива, объем которой оценивается в размере 10-15% от всего объема рынка нефтепродуктов Украины и говорить о его качестве вообще не представляется возможным.

Лишь с принятием Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельных топливам при всех его недостатках, ситуация на рынке нефтепродуктов получила толчок к переменам к лучшему.

Фактически, принятие данного документа продемонстрировало намерение государства перейти к европейским принципам контроля на рынке, согласно которым ответственность за безопасность продукции лежит на лице, которое вводит товар на рынок, то есть на производителе или импортере. Именно процедуры оценки соответствия играют в этой системе существенную роль для недопущения попадания на рынок некачественной продукции.

В сложившейся ситуации в Украине в результате длительных экспериментов с административным реформированием с целью уменьшения давления на бизнес, инструмент оценки соответствия остается единственным механизмом защиты интересов потребителей.

Понимая это, представители бизнеса по импорту и реализации нефтепродуктов развернули широкомасштабную кампанию, целью которой является отмена положений Технического регламента или отсрочки его применения (как это было в свое время с ДСТУ 4839: 2007 и ДСТУ 4840: 2007). Основанием для этого декларируется тезис, что якобы данный Технический регламент вызывает у них необходимость изменения наработанных годами схем работы. К тому же, нередки и заявления, что не нужно проверять нефтепродукты европейских производителей. Но закон не может и не должен применяться избирательно, и требования Технического регламента являются одинаковыми для всех представителей рынка. Заметим к тому же, что в структуре импорта нефтепродуктов более 50% приходится на страны Таможенного союза, с которым в Украине в последнее время далеко не лучшие торговые отношения.

Как ни странно это звучит, но в сложившейся ситуации основное требование бизнеса заключается в том, чтобы не допустить испытания топлива в независимых лабораториях. Это не только полностью противоречит европейской практике оценки соответствия, но и нарушает базовое право потребителя на получение достоверной информации о товаре для осуществления осознанного выбора и не имеет ничего общего с политикой интеграции Украины в европейское пространство.

В условиях, когда правительством запрещены проверки бизнеса, отмена процедур оценки соответствия создает предпосылки для наполнения потребительского рынка топливом сомнительного качества. Более того, снижение благосостояния граждан приводит к тому, что именно цена определяет выбор товара и потребление дешевого моторного топлива увеличивается с одновременным сокращением спроса на продукты европейского качества. Это в значительной степени обостряет конкуренцию и, в первую очередь, недобросовестную, т.к. сохранить рентабельность в условиях роста цен на ресурс и снижения оборота возможно исключительно за счет качества.

Союз потребителей Украины отстаивает мнение, что позиция импортеров нефтепродуктов (кстати не консолидированная, а только отдельных компаний), является деструктивной, ведь не учитываются ни интересы государства (топливо - подакцизная группа товаров, от которой напрямую зависит наполнение госбюджета), ни ожидания потребителей по улучшению качества нефтепродуктов при вполне европейских ценах на них. Вопрос наполнения бюджета – это вообще отдельная тема. В одной из последних публикаций газеты «Зеркало недели» автор утверждает, что в 2013 условные объемы недопоступлений акцизного налога и НДС, обусловленные сокращением легального импорта и использованием отдельными субъектами хозяйствования схем уклонения от уплаты налогов (в том числе, путем продажи "альтернативного жидкого топлива", содержащего более 30% биоэтанола), превысили 7 млрд грн.

 

Потребитель заплатит дважды

В пору, как говориться, забить тревогу. Ее и бьют - общественные организации, некоторые профильные ассоциации и небольшая часть участников рынка.

По словам заместителя председателя правления Союза потребителей Украины Олега Цильвика, в условиях, когда топливо для жителей нашей страны становится все менее доступным, а наши граждане на собственную среднестатистическую зарплату могут купить бензина гораздо меньше, чем соседи в Европе, государству необходимо приложить максимальные усилия, чтобы на рынке реализовывалось исключительно качественное топливо. Ведь за стремление недобросовестных игроков рынка нефтепродуктов нажиться на низком качестве и высокой цене, за неспособность государства быть беспристрастным и эффективным регулятором в интересах потребителей заплатим мы с вами – своим кошельком и потраченными нервами. Причем, дважды - и за топливный суррогат, и за ремонт вышедшего из строя автомобиля.

По данным Союза потребителей Украины, риск приобрести некачественное топливо составляет почти 100%, когда речь идет о малоизвестных заправках. Это показал независимый мониторинг, который провели активисты организации в начале этого года.

Как сообщил Олег Цильвик, 12 ноября в Киеве стартовал очередной этап проекта Союза потребителей Украины по выявлению на потребительском рынке некачественных и фальсифицированных нефтепродуктов, в ходе которого будет проведен мониторинг состояния дел на брендовых АЗС.

Для обеспечения необходимой достоверности показаний испытаний топлива для проведения отбора проб Союз потребителей пригласил специалистов «Научно-исследовательского института нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА», которые имеют огромный опыт в данной деятельности и привлекаются для аналогичных действий представителями правоохранительных и контролирующих органов нашего государства.

Образцы топлива были отобраны у следующих АЗС: Shell, Лукойл, KLO, "БРМС-Нафта", OKKO, Socar, WOG, ANP и Талисман. В исследовании взяты наиболее ходовые виды бензинов - А-95 и А-95 премиум, а также дизельное топливо. В общей сложности было отобрано 26 образцов нефтепродуктов. Они и были переданы на испытания в лаборатории, которые имеют соответствую аккредитацию и, что самое главное, необходимое оборудование для проведения данных исследований. И пока образцы в работе, можно дать предварительную оценку состоянию дел с документальным сопровождением при торговле нефтепродуктами. На поверку оказалось, что в большинстве случаев на АЗС отсутствуют в свободном доступе или в полном объеме предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие качество нефтепродуктов. Зачастую, потребителю предлагают устаревшие виды документов, которые с вступлением в силу Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам утратили силу. В одном из случаев топливо реализовывалось вообще без документации, а в другом – по подложным документам.

 P.S. И экспертов рынка, и, в первую очередь, его потребителей, безусловно, интересует вопрос – в чем причина такого безобразия и когда, наконец-то, на рынке нефтепродуктов будет наведен порядок?

По мнению специалистов Союза потребителей Украины, одной из главных ошибок, допущенных в ходе административной реформы, было подчинение Минэкономразвития и торговли функций защиты прав потребителей, а также всей cистемы технического регулирования, что противоречит логике, здравому смыслу и общепринятым мировым и европейским принципам. Мы приветствуем решение правительства о выделении из-под этого министерства конституционных функций по защите прав потребителей и создание отдельного государственного органа при Кабинете Министров Украины. Уверены, что следующим шагом должно быть и выделение из Минэкономразвития и торговли функций по управлению техническим регулированием страны (аккредитация, метрология, стандартизация, сертификация, оценка соответствия), что позволит сломать старые коррупционные схемы и навести порядок на потребительском рынке страны. 

Добавляет оптимизма и то, что после наших обращений руководством страны даны поручения соответствующим ведомствам и силовым структурам взять под особый контроль ситуацию на рынке нефтепродуктов. В Минтопэнерго уже создана специальная рабочая группа, в состав которой вошел и представитель Союза. Следует отметить, что диалог, который сегодня наметился между властью, социально-ответственным бизнесом и потребителями вызывает озабоченность и раздражение недобросовестных деятелей теневого рынка, и стали поступать угрозы нашим активистам. Но мы убеждены, что переход к европейским стандартам качества и безопасности жизни требует от всех ветвей власти объединения усилий по борьбе с коррупцией во всех сферах нашей жизнедеятельности, поэтому точки над “и”  ставить в этой истории еще рано...

________________________________________________________________

 

Более детально ознакомиться с результатами мониторинга АЗС можно будет после проведения лабораторных исследований, которые будут озвучены в ходе пресс-конференции для СМИ (предварительная аккредитация проводится по e-mail: consumerunion.com.ua@gmail.com, или по телефону: 044 279 45 45).

Обсудить проблемы всей отрасли, найти пути их решения, пообщаться с операторами рынка можно будет в ходе «круглого стола», проведение которого запланировано в ближайшее время. Для участия в «круглом столе» просим подавать заявки по e-mail: oleg.tsilvik@gmail.com, или по телефону: 044 279 45 45.

Видео-репортаж о мониторинге заправок смотрите в выпуске новостей на Первом Национальном канале >>>

 

Пресс-служба Союза потребителей Украины

Для споживачів
Від якості влади - до якості життя!
Знак якості Знак якості
Знак антиякості Знак антиякості
Опитування
Чи захищає влада ваші споживчі права?