Головна|Новини

15 березня - Всесвітній день захисту споживачів

12.03.09

15 марта — Всемирный день защиты потребителей
 

Именно в этот день в 1961 году в Конгрессе США выступил Президент США Джон Ф.Кеннеди с речью, в которой  сказал: «Потребители — это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, который зачастую не слышен». Тогда же им были впервые сформулированы четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. 

Однако впервые в международном календаре праздничных дат Всемирный день прав потребителей появился лишь спустя 22 года – в  1983 году. Мировое же признание права потребителей получили в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 года под названием «Руководящие принципы по защите прав потребителей». Красной нитью через всю Резолюцию проходит идея ответственности правительств всех стран мира по отношению к своим гражданам-потребителям.
 

Неофициальный перевод материалов, подготовленных  Международной организацией  Потребителей (Consumers International (CI) к

 Всемирному дню защиты потребителей в 2009 году

 
Каждый год Всемирный день защиты потребителей проводится под определенным лозунгом.

В 2009 году защитники прав потребителей объявили кампанию по борьбе с так называемой «мусорной» едой и нездоровым питанием среди детей. Фастфудная еда, чипсы, сухарики, напитки с консервантами и многое другое, что сегодня едят наши дети, благодаря наступательной и зачастую агрессивной  рекламе - значительно вреднее, чем это можно себе представить. Систематическое употребление такой еды способствует развитию избыточного веса и быстрому наступлению ожирения, а  огромное количество в ней консервантов и других активных веществ способствуют развитию холециститов, панкреатитов и других заболеваний желудочно-кишечного тракта.

По оценкам экспертов, каждый 10-й ребенок во всем мире весит больше нормы или имеет признаки ожирения. Число детей с излишним весом  составляет 155 миллионов (Международная ассоциация изучения ожирения). Опасность состоит в том, что проблемой ожирения в равной степени касается как  маленьких детей, так и подростков.

По подсчетам Всемирной организации здоровья 22 миллиона детей с избытком веса находятся в возрасте до пяти лет. Избыточный вес напрямую связан с некоторыми хроническими болезнями - диабетом, болезнью сердца и отчасти с появлением раковых образований. Если ребенок тучен, есть вероятность, что он не избавится от проблем с весом и в более взрослом возрасте. А ожирение может привести и к ранней смерти.

Среди основных причин ожирения – недостаточность физической деятельности и нездоровая еда. Научно доказано, что между рекламой нездоровой пищи детям, нездоровым питанием и тучностью есть прямая связь. При этом, поведение компаний пищевой промышленности, которые продают нездоровую пищу детям, является глобальной проблемой и вызывает беспокойство у потребителей  во всем мире.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)  по состоянию на 2005 год:
1.6 миллиарда взрослых весили больше нормы. ВОЗ предсказывает, что в 2015 году в мире будет 2.3 миллиарда взрослых с избыточным весом, а людей с признаками ожирения - больше 700 миллионов.

Проблема избыточного веса в развивающихся странах.

Считается, что проблема избыточного веса существует только в странах с высоким уровнем дохода, но при этом, число людей с избыточным весом и ожирением в последнее время резко повышается и в странах с низкими и средним доходами населения.

Парадокс, но в настоящее время в мире приблизительно 824 млн. человек страдает от хронического голода, а  1.6 млрд. весят больше нормы.

«Рекомендации для международного кодекса по продвижению детям продуктов и безалкогольных напитков» будут представлены в мае 2009 года  на Всемирной ассамблее здравоохранения - высшем органе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В 10 статьях этого документа  содержатся рекомендации по конкретным действиям в отношении маркетинга высококалорийных продуктов с низким содержанием питательных веществ, богатых жирами, сахаром и солью, основную группу потребления которого составляют дети. В статье 4 документа, составленного защитниками прав потребителей, говорится, что маркетинг вредных продуктов, а также брендов, ассоциирующихся с этими продуктами, направленных на детскую аудиторию, вообще не должно быть. При определении, направлена ли подобная реклама на детей, предлагается учитывать следующие факторы: представлены ли в ней дети; какие используются картинки, цвета, языковые средства?

CI настаивает и на том, чтобы в подобной рекламе не использовались известные лица, звезды, герои мультфильмов. Ответственность за воплощение этих рекомендаций в жизнь (если, конечно, кодекс будет принят ВОЗ), ложится на правительства стран - членов организации.

Филипп Джеймс, председатель IOTF - Международной комиссии по проблемам ожирения (International Obesity Task Force), считает: "Жизненно важно, чтобы и правительства, и лидеры пищевой промышленности поддержали новые стандарты, которые мы предлагаем. Мы просим гигантов пищевой промышленности поддержать предложения своим авторитетом и таким образом продемонстрировать, что они действительно хотят быть частью решения, а не частью проблемы».

http://www.consumersinternational.org/

Пресс-служба «Союза потребителей Украины»
 

Для споживачів
Від якості влади - до якості життя!
Знак якості Знак якості
Знак антиякості Знак антиякості
Опитування
Чи захищає влада ваші споживчі права?